Объединение UI/UX
Для определённых случаев есть выражение: если что-то нужно объяснять два раза – это не нужно объяснять вообще. Но я нарушу этот принцип. Итак, ещё разок про UI/UX – для тех, кто в креативном бронепоезде (уместен именно предлог «в»).
Если не повторять эти слова, как заклинания, а включить самую элементарную логику по поводу их смысла, то становится понятно, что UI по определению включает в себя UX и наоборот. Пользовательский интерфейс (UI) не может быть без пользовательского опыта (UX), а опыт работы с сайтом, программой или каким-то устройством не может быть без интерфейса (UI).
Юзабилити и эффективность
Интерфейс – вполне точное и достаточное слово, которое отражает продукт-посредник между пользователем и конечным функциональным продуктом, например сайтом, программой и др.
UI – user interface, пользовательский интерфейс – это масло масляное: для кого ещё этот интерфейс, ели не для пользователя? И этот интерфейс по определению подразумевает опыт его использования – пользовательский опыт (UX): работает, не работает, удобный, неудобный, красивый, некрасивый – и в целом комфортный, некомфортный.
Так что UI, UX не имеют никакого самостоятельного смысла. Достаточно слова «интерфейс», качество которого описывается вышеперечисленными прилагательными. Их также вполне уместно объединить в общее понятие «юзабилити». Это что касается качества интерфейса именно для пользователя.
А для владельца коммерческого сайта (но далеко не только) главным, т.е. конечным критерием является эффективность сайта и, соответственно, его интерфейса: продаёт, не продаёт, как хорошо продаёт. И эту эффективность уже вполне понятным образом можно оценивать в цифрах – как конверсию. Причём возможен структурный подход, т.е. оценка конверсии (эффективности интерфейса) по отдельным целям на сайте. Из этих целей и формируется продающая воронка площадки.
Вот этот методологический и понятийный подход наполнен смыслом – и для пользователей (они, н-р, быстро находят нужный товар), и для владельца сайта (сайт эффективно продаёт). А UI, UX этим смыслом не наполнены. Следовательно, UI, UX – это бесполезная, а точнее вредная чушь, т.к. только вносят путаницу в мозги.
Примечание: Ознакомьтесь с нашим руководством «4 способа модернизации Вашего веб-сайта» и улучшите эстетику своего интернет проекта.
Истина и подмена понятий
Истина проверяется практикой, а не ором – даже массовым. Человек тысячелетия создавал для себя функциональные продукты – начиная с каменного топора. В XX веке он создавал уже достаточно сложные устройства. Все они подразумевали интерфейс, комфортность и эффективность использования. Программные продукты и сайты делались уже 20 лет до того, как появились термины UI, UX, которым всего-то лет 5 или около того. И ничего нового эти понятия – кроме самих себя и понтов – не принесли в сайтостроение и создание иных продуктов.
Придите в кабинет директора (или иного управленца высшего звена) промышленного предприятия, которой нужно создать или оптимизировать свой сайт так, чтобы он эффективно продавал. И начните ему втирать про UI/UX. Он вас пошлёт через минуту. Но если вы будете экспертно говорить ему об эффективности веб-сайта, целях, конверсии – и опишите, как всё это реализуется и проверяется, – он будет вас слушать. И вполне возможно воспользуется вашими услугами.
Почему чушь может очень плотно поселиться в мозгах, причём в глобальном масштабе (буквально), – это отдельная тема. Таких примеров история знает массу: рукотворные озоновые дыры, коровье бешенство, рукотворное глобальное потепление, американская демократия и проч.
Надо ли следовать принятым «трендам»?
Вкратце – работают два основных механизма: чушь специально инспирируется и подпитывается теми, кто на ней зарабатывает, изображая из себя экспертов в теме (первый эшелон); чушь подхватывается и распространяется теми, кто хочет такими экспертами выглядеть или просто боится выпасть из «тренда» (второй эшелон – свидетели чуши). Остальные же включают собственное критическое мышление.