Стандартно в поисковой оптимизации сайтов (SEO) принцип геозависимости поисковых запросов выражается правилом: если поисковая выдача по запросу не зависит от региона пользователя, запрос является геонезависимым; если зависит – геозависимым.
Пример 1. «Биография Эйнштейна» – это геонезависимый запрос, т.к. поисковая выдача по этому запросу не зависит от региона пользователей: что для москвича, что для жителя Владивостока ответы в выдаче будут одинаково значимыми т.к. это информация общего значения. Соответственно, по данному запросу для жителей любых регионов поисковик будет формировать одну и ту же выдачу – одни и те же сайты/веб-страницы, отвечающие на данный запрос. Приведённый пример соответствует информационному геонезависимому запросу: как сказано, для всех ищется одна и та же информация общего (познавательного) значения.
Пример 2. Запросы «погода», «пробки», «новости» являются информационными геозависимыми, т.к. в поиске по ним будет выдаваться общая информация, но она уже имеет региональное значение. По IP-адресу или иным способом поисковая система автоматические определяет регион пользователя – н-р, город – и выдаёт пользователю сайты, содержащие соответствующую информацию актуальную именно для данного региона: погоду/пробки/новости, например, в Москве, Рязани, Туле и т.д. – смотря где находится пользователь.
Пример 3. Запрос «вызвать такси» является коммерческим геозависимым. Очевидно, что подавляющее большинство людей задают его, имея намерение заказать такси именно в своём регионе – в определённом городе. Соответственно, для каждого человека поисковая система опять же формирует его собственную региональную выдачу.
Пример 4. Запрос «купить цифровую книгу (такую-то)» является коммерческим геонезависимым, т.к. многие цифровые товары (книги, программное обеспечение, фильмы, музыку, изображения) можно легко приобрести (скачать) онлайн из любой точки мира. То есть в данном случае геопривязка пользователя не важна, и потому поисковая выдача по данному запросу у всех пользователей будет общей: сайты, на которых можно за деньги загрузить данную книгу себе на компьютер или мобильное устройство.
Таким образом, альтернативное SEO-определение геозависимости поисковых запросов можно сформулировать следующим образом: если региональная привязка пользователя важна для формирования ему поисковой выдачи, запрос является геозависимым; если не важна – геонезависимым.
Но на самом деле согласно приведённым определениям может быть много неоднозначных (смешанных) случаев в каждом конкретном определении геозависимости запроса.
Например, запрос «новости» (информационный) формирует смешанную выдачу – региональную и общую. В ней будут как сайты, представляющие новости по региону, так и сайты федеральных СМИ. Запрос, направленный на покупку какого-то цифрового продукта (коммерческий), также может давать смешанную выдачу. Например, в выдаче по запросу «купить антивирус Dr. WEB» будет присутствовать как официальный сайт Dr. WEB, на котором можно приобрести продукт онлайн из любой точки мира, так и сайты региональных компьютерных магазинов, в которых антивирус можно приобрести на диске.
То есть поисковые алгоритмы работают очень комплексно. Они учитывают, что по запросу человеку может быть интересна и полезна информация не только из его региона, но и более широкая информация (и наоборот). А потому во многих случаях поисковики формируют для пользователей смешанную выдачу – с региональной и нерегиональной информацией, предоставляя расширенную возможность выбора. Соответственно, многие поисковые запросы уже нельзя считать «чисто» геозависимыми или геонезависимыми: они являются смешанными по данному признаку – формируют смешанную региональную/общую поисковую выдачу.
К определению геозависимости запросов вообще можно подойти не по критерию геопривязки пользователя, а по критерию его интереса (интента) найти информацию в определённом регионе. И это совершенно иной подход.
Например, запрос «заказать такси в Москве» по классической SEO-интерпретации является геонезависимым, т.к. поисковая выдача по нему является одинаковой для всех регионов: везде выдаются только московские сайты такси. И для большинства жителей России (и не только) это будет действительно геонезависимый запрос, т.к. выдача по нему не будет иметь региональной ценности для пользователей, кроме – кроме жителей Москвы. Для них по данному запросу поисковая выдача будет вполне адекватной – отвечающей их интенту.
И таких запросов – с указанием города – встречается очень много. [NB: Сеошники именуют название города в запросе топонимом, хотя значение этого слова на самом деле более широкое.] Причин этому несколько.
- Во-первых, далеко не все люди знают, что их местоположение автоматически определяется поисковиками, и, соответственно, считают нужным указать город.
- Во-вторых, в отличие от Яндекса поисковая система Google действительно пока не полностью определяет все географические точки, например, в России, хотя и прогрессирует в этом направлении. Поэтому, точное задание местоположения при запросе в Гугле часто является действительно необходимым, чтобы найти необходимую региональную информацию.
- В-третьих, некоторые пользователи скрывают свой IP, т.е. реальное местоположение, либо IP их интернет-провайдера имеет другую геопривязку. И в этом случае точное указание местоположения пользователя в запросе также необходимо.
- В-четвёртых, в данный момент времени человек может находиться в одном месте, но изучать возможность покупки товара в другом месте – например, в соседнем городе. В этом случае он получает поисковую выдачу по указанному в запросе городу, и эта выдача имеет практическую региональную ценность для пользователя – является адекватной его интенту. Таких случаев, кстати, очень много (см. ниже). Наконец, в-пятых, многие люди просто привыкли указывать свой город в поисковых запросах, т.к. это соответствует естественному языку.
То есть, в целом, запросы с дополнительным указанием региона (н-р, города) пользователя очень распространены – по разным причинам. И, безусловно, такие запросы имеют региональную ценность для пользователей, их задающих, т.е. вполне могут рассматриваться как геозависимые. Хотя с SEO-классической точки зрения такие запросы являются геонезависимыми, поскольку, как сказано, выдача по ним не зависит от региона: она везде одинаковая.
Практический смысл, пожалуй, имеет подход, учитывающий именно реальный интент пользователя: именно он наиболее логичен и одновременно не противоречит региональной SEO-оптимизации сайтов. То есть в любом случае – с указанием или без указания региона в запросе – человек будет получать выдачу с региональными сайтами; но, если в запросе указан, например, город, – поисковая выдача для пользователя будет иметь уже конкретный смысл – релевантность его истинному интенту. Находясь в Магадане, человек может подбирать себе, например, гостиницу или иные услуги и товары в Москве, сделать запросам по московским музеям, выставкам и т.д., если собирается в ближайшее время посетить столицу.
То есть, в конечном итоге важным является именно реальный интент пользователя, а не его физическое местоположение. Географическое разделение людей интернет сделал очень условным в плане доступности информации, а также товаров и услуг: все по сути находятся в едином инфополе и могут достаточно свободно в нём действовать из любой точки мира, в т.ч. смотреть информацию по других регионам и даже странам, что люди активно и делают.
Однако автоматическое определение геопривязки пользователей безусловно имеет практическое значение при формировании персонализированной поисковой выдачи. И на этом пути поисковые системы пошли ещё дальше, чем просто определение города. Например, на мобильных устройствах поисковики могут уже неплохо определять точные координаты устройства (н-р, смартфона) и, соответственно, координаты его владельца. И это используется для формирования пользователю персональной геозависимой выдачи уже в пределах города. Например, по запросу «ресторан» в мобильной поисковой выдаче житель Москвы получает от поисковика информацию о ресторанах, находящихся в ближайшей от человека доступности в данный момент времени.
Хотя может быть и ситуация, когда молодой человек, например, живёт в одном районе города и, собираясь на свидание, планирует поужинать с девушкой в другом районе – поближе к её дому, чтобы продолжить ужин, а затем позавтракать уже у неё в гостях. И, задав желаемый (очень) район в поиске, юноша уже получает выдачу о ресторанах именно в данном районе. И такой запрос тоже будет геозависимым, т.к. он соответствует реальному интенту пользователя – с реальной, а не автоматически определяемой геопривязкой поиска. То есть в данном случае мы опять приходим к тому, что в определении геозависимости поисковых запросов «рулит» реальный интент пользователя.
Дополнительно по теме – см. статьи Информационные запросы, Коммерческие поисковые запросы, Ключевые слова / фразы, Интент.
Полная классификация запросов представлена в статье Поисковые запросы.
По всем соответствующим практическим вопросам мы рекомендуем Вам обращаться в нашу компанию. Наши профессиональные специалисты не только дадут Вам подробные консультации, но и возьмут на себя полное продвижение веб-ресурса.
Заказать поисковое продвижение