Ключевые слова и фразы в поисковой оптимизации сайтов (SEO) – это слова и фразы характерные для тематики, по которой продвигается в поисковых системах сайт или отдельная его страница. Сокращённо их также называют ключи (SEO-ключи). Простой ключ состоит из одного слова (однословник). Составной ключ (сложный, многословный, многословник) – это смысловое словосочетание или целая фраза.
Например, компания занимается продажей компьютерной техники: настольных ПК, ноутбуков, планшетов, компьютерных запчастей, аксессуаров и проч. Ключами для её сайта будут являться прежде всего слова и фразы, соответствующие её товарам: компьютер, ноутбук, монитор, системный блок, клавиатура, дисковод и т.д. – это простые ключи.
Кроме этого могут быть составные – уже более специфичные ключи: компьютерная мышь (просто мышь – это животное), компьютерный планшет (просто планшет – более общее слово), оперативная память (просто память – более общее слово) и т.д.
Наконец, компания продаёт эти товары, а не представляет их на выставке, и продаёт она их, например, в определённом городе – скажем в Туле. Соответствующие смыслы также вводятся в состав ключей сайта компании: купить компьютер в Туле, продажа компьютеров в Туле, цена на компьютере в Туле и т.д.
Вообще понятие «ключ» (ключевое слово, ключевая фраза) – это понятие, которое отражает смысл со стороны владельца сайта – например, смысл его бизнеса, как в указанном примере. Со стороны же пользователей, т.е. целевой аудитории бизнеса, стоит рассматривать понятие «поисковый запрос» – слово или фразу, которые люди задают в поисковых системах, когда собираются, скажем, купить определённый товар. Таким образом, поисковые запросы описывают интерес людей или, как говорят в SEO, – интент, что в коммерции, собственно, означает спрос.
Если людей интересует покупка компьютера, они и задают соответствующие запросы в поисковых системах. И задают они их естественным образом – так, как понимают соответствующую продукцию, как она естественно звучит в языке и в их голове: «Купить компьютер, сколько стоит компьютер, где купить компьютер, цена на компьютеры, какой компьютер самый лучший для школьника» и т.д.
Таким образом, SEO-ключи – это не просто слова и фразы, описывающие бизнес компании, если речь о коммерческом сайте, но это такие слова и фразы, которые в наибольшей степени должны соответствовать поисковым запросам реальных людей. Именно в этом случае наиболее велика вероятность, что по таким запросам пользователям в поиске будет показан сайт компании, – а значит, что на сайт из поиска перейдёт максимальное количество потенциальных покупателей (целевая аудитория). Этот принцип формирования и закладки ключей является основным в поисковой оптимизации текстов сайта, хотя существует и масса других нюансов по-настоящему успешного SEO.
Соответствие ключей поисковым запросам называется вхождением, а иногда так называют и сам ключ в тексте. Если соответствие точное (запрос – купить компьютер, ключ – купить компьютер), то вхождение называют точным (полным, прямым). Если соответствие неточное (запрос – купить компьютер, ключ – продажа компьютеров), то вхождение называют неточным (неполным, непрямым). Могут быть и синонимичные вхождения (запрос – дисплей для компьютера, ключ – монитор для компьютера). Они также хорошо распознаются поисковыми системами как релевантные, т.е. имеющие подходящий смысл.
Таким образом, подбирая ключи для своего сайта, опираться нужно, безусловно, на тематику, которую сайт представляет, но в конечном итоге отталкиваться необходимо именно от поисковых запросов – от того, как эту тематику представляют и озвучивают реальные люди. В последнем случае для подбора ключей – а точнее говоря, поисковых запросов – можно использовать «ручной» и автоматизированный подходы.
Ручной подбор ключей делается с помощью сервисов Яндекс.Вордстат Яндекса и Планировщик ключевых слов Гугла. Яндекс.Вордстат является общедоступным сервисом, не требующим регистрации и иных предварительных действий: можно сразу начать пользоваться. Планировщик ключевых слов Google доступен, только если вы планируете запустить контекстную рекламу (или имитируете это планирование). В любом случае у вас должен быть аккаунт в Google, сайт, и вы должны сделать ряд предварительных шагов в системе, прежде чем она даст вам доступ непосредственно к сервису подбора ключевых слов.
Но суть обоих сервисов одинаковая: вы задаёте предполагаемое ключевое слово или фразу – система подсказывает по нему частоту запросов, а также другие слова и фразы с похожим смыслом и показателями частот. Всё это будут реальные запросы, которые пользователи задают в поиске. Яндекс даёт результаты, опираясь на свои данные, Гугл – на свои. Данные этих систем могут отличаться в деталях, но в целом совпадают, т.к. в Рунете Яндекс и Google, фактически, делят аудиторию пополам при том, что аудитории этих поисковиков в существенной степени пересекаются.
Используя одну или обе этих системы (сервиса), можно вручную подбирать ключевые слова и фразы для своего сайта и отдельных его страниц. Если на продвижении находится один небольшой сайт, – это вполне приемлемый подход. Но, если необходимо продвинуть большой сайт, да ещё не один, то тут уже используется автоматизированный сбор (парсинг) запросов с помощью специальных программ. К наиболее популярным таким программам традиционно относится Key Collector. Полный список популярных сервисов по сбору ключевых фраз представлен нами в руководстве «ТОП 11 лучших сервисов для подбора ключевых слов». Но после первичного сбора ключей подобными программами всё равно проводится их ручная чистка: выявляются и удаляются неподходящие ключи. При формировании семантического ядра сайта (СЯ – см. ниже) подобные процедуры повторяются циклами – до тех пор, пока СЯ не будем максимально полным и релевантным тематике сайта и поисковым запросам пользователей.
Стоит сказать, что слова и фразы, которые используются в SEO в качестве ключей, имеют свою классификацию – по частотности, геозависимости, коммерческой направленности, информационной направленности и другим критериям. Но эта классификация традиционно относится именно к поисковым запросам. Применительно же к продвигаемому сайту следует сказать, что совокупность ключей для него называется уже упомянутым семантическим ядром (СЯ), которое имеет свою структуру. Эта структура прежде всего соответствует структуре контента на сайте (логической разбивке на разделы, подразделы и страницы), а также включает в себя слова и фразы, соответствующие разным параметрам запросов (высокочастотные, средне- и низкочастотные, коммерческие и проч.). Подробнее эти вопросы рассматриваются в статьях Поисковый запрос, Семантическое ядро, Кластеризация, а также в руководстве по определению ключевых слов / фраз для каждого элемента контента и обеспечению органического ранжирования «Как использовать кластеризацию ключевых слов для органичной SEO-оптимизации контента».
В целом, грамотное использование ключей критично для успешной поисковой оптимизации – особенно коммерческих ресурсов. По всем соответствующим вопросам мы рекомендуем Вам обращаться в нашу компанию. Наши профессиональные специалисты не только дадут Вам подробные консультации, но и возьмут на себя полное продвижение Вашего веб-ресурса.