Обновление статьи: 11 августа 2022 года
Контекстная реклама – самый распространённый вид интернет-рекламы. А с учётом огромного влияния интернета на бизнес, контекстная реклама – это один из самых распространённых видов рекламы вообще.
Традиционно на рынке рекламы самой объёмной нишей является телереклама. Есть также радиореклама, реклама в печатных изданиях, наружная щитовая (на билбордах вдоль улиц и трасс, на зданиях, колоннах, других выделенных местах). Но буквально «ноздря в ноздрю» с ней идёт контекстная реклама. Причина – высокая эффективность. В свою очередь, секрет эффективности отражён в самом названии рекламы – контекстная.
«Контекстная» означает то, что реклама показывается не всем подряд, а преимущественно целевой аудитории (ЦА) бизнеса – исходя из контекста, т.е. интереса, данной ЦА. Например, если людям нужен определённый продукт или услуга, скажем комплексное продвижение сайтов в Санкт-Петербурге или продвижение интернет магазинов в Москве, то реклама будет показываться именно этой аудитории. Важно чтобы целевая страница предлагала клиентам релевантные поисковому запросу товар или услугу. В нашем руководстве «Как разобраться, нужна ли вам отдельная целевая страница для запуска рекламной кампании» мы представили пошаговую инструкцию по выбору правильной страницы.
То есть контекстная реклама позволяет:
- а) напрямую обратиться именно к заинтересованной (целевой) аудитории, что существенно повышает конверсию в продажи от числа показов рекламы;
- б) сосредоточить рекламный бюджет только на работе с этой аудиторией, что опять же повышает конверсию в продажи – в данном случае конверсию средств, потраченных на рекламу.
Причём, средства экономятся во многом и за счёт того, что технически производство контекстной рекламы является недорогим и общедоступным процессом, по сравнению, например, с производством телевизионной и иной рекламы.
Наконец, контекстная реклама является CPC-рекламой. Дословно СPC означает стоимость клика (cost per click). То есть рекламодатель платит рекламному сервису за клики пользователей по рекламному объявлению, т.е. за физические переходы потенциальных покупателей на свой продающий сайт – например, интернет-магазин. Это означает, что средства рекламодателя расходуются строго целевым образом, что дополнительно и значительно повышает их экономию.
Таким образом показатель ROI> (return of investment – возвращение инвестиций) у контекстной рекламы является чрезвычайно высоким, что и обуславливает её высокую эффективность (конверсионность) и, соответственно, огромную популярность у бизнеса.
Контекстная и таргетинговая реклама
Как сказано, основным свойством контекстной рекламы, отражённым в её названии, является привлечение целевой аудитории. Это свойство ещё называется таргетирующим – от слова target, т.е. цель. Целью является человек с конкретными интересами, т.е. желающий, например, купить что-то определённое. Это и есть элементарная единица ЦА бизнеса, которая и находится в фокусе контекстной рекламы. Поэтому контекстную рекламу ещё называют таргетинговой, а специалистов, профессионально занимающимися этой рекламой, – таргетологами. Второе название – директологи, от слова «директ» (direct), т.е. направленный (по сути – синоним слова targeted, т.е. нацеленный). Слово «директ», кстати изначально вошло в название российского сервиса контекстной рекламы, созданного компанией Яндекс, – Яндекс.Директ.
Точный и массовый таргетинг рекламы – это исключительно результат развития интернет-технологий. В оффлайне такая рекламная технология невозможна в принципе. С развитием же программных алгоритмов, которые сегодня, фактически, трансформировались в искусственный интеллект и становятся всё умнее, таргетинг, т.е. определение уникальных портретов огромного числа людей, становится всё более совершенным.
По поведению пользователей в интернете искусственный интеллект рекламной системы довольно точно определяет их интерес, физическое расположение, пол, возраст и прочие параметры.
При этом система также предоставляет рекламодателю возможность самому таргетировать свою целевую аудиторию: закладывать специфически запросы, по которым будет показываться рекламное объявление; задавать регион, пол, возраст пользователей; частоту и суточное время показа рекламы и т.д. Исходя их этих вводных данных и своих знаний об интернет-пользователях, контекстная рекламная система будет показывать объявления строго определённым людям – тем, которых реклама заинтересует с наибольшей вероятностью, и, соответственно, которые с наибольшей вероятностью перейдут на сайт рекламодателя и что-то купят. В этом и есть основной принцип контекстной (таргетинговой) рекламы.
Реклама в поисковых сетях
Изначально (с 2001 г.) главными игроками в нише контекстной рекламы Рунета являются компании Яндекс и Google. В самом начале они создали у себя сервис поисковой контекстной рекламы. Это показ рекламных объявлений пользователям в результатах поиска по определённому запросу. Помимо того, что объявления показываются строго заинтересованной аудитории – исходя из контекста запроса – они показываются ещё и на самом видном месте, начиная с первой страницы поисковой выдачи. Это изначально и сделало контекстную рекламу такой популярной у бизнеса: не нужно тратить много времени на поисковую оптимизацию своего сайта (SEO), поднимая его с 50–100-го на 1–10-ю позицию поисковой выдачи, чтобы его видели пользователи, и чтобы он привлекал достаточное количество посетителей (трафик). Можно просто заплатить рекламному сервису поисковой системы, и информация о компании, её продукции или услугах будет сразу на самом виду – на первой, второй или третьей странице поисковой выдачи (позиция объявления в целом определяется ценой, которую рекламодатель заплатил за рекламу).
Таким образом, многие предприниматели сразу воспользовались этой возможностью, а контекстная реклама стала и продолжает являться основным источником дохода компаний Яндекс и Google, которые изначально были просто бесплатными поисковыми системами.
В Яндексе контекстная реклама получила название Яндекс.Директ, а в Гугле – AdWords, сейчас – Ads. Позже Яндекс и Google расширили возможности своей контекстной рекламы. Они стали показывать её не только в своей поисковой выдаче, но и на сторонних площадках – сайтах-партнёрах, в мобильных приложениях, видеороликах и т.д. В Гугле этот сервис стал называться дисплейной рекламой AdSense. Яндекс же ввёл общее название для всей своей контекстной рекламы – РСЯ, т.е. Рекламная сеть Яндекса. Подробнее об этих сервисах можно почитать в отдельных статьях "Глоссария", перейдя по указанным ссылкам.
Контекстная реклама в социальных сетях
Наконец возможности контекстной рекламы просто не могли обойти стороной социальные сети (соцсети) – основные конкуренты Яндекс и Google за аудиторию. На своих площадках все основные социальные площадки (Facebook, ВКонтакте и др.) создали свои сервисы контекстной рекламы. Среди интернет-маркетологов она называется таргетинговая реклама в социальных сетях. Для неё соцсети используют свои собственные алгоритмы, свой искусственный интеллект. Однако принцип этой рекламы тот же, что и контекстной рекламы Яндекса и Google – опора на контекст интереса аудитории, т.е. таргетирование аудитории. При этом также учитываются географические и демографические параметры пользователей: место жительства, пол, возраст и проч. Только предоставляется таргетинговая реклама соцсетями исключительно на собственных площадках. Однако, учитывая огромный и продолжающий расти размер аудитории соцсетей, в которые активно вошёл и бизнес, эффективность и роль таргетинговой рекламы в соцсетях очень высоки и сегодня успешно конкурируют с традиционной контекстной рекламой Яндекса и Гугла. Эта работа – таргетинговая и прочая рекламная/маркетинговая деятельность в соцсетях – называется SMM (social media marketing – маркетинг в социальных сетях).
В заключении стоит сказать, что использование контекстной рекламы – Яндекса, Google, в соцсетях – в принципе, доступно любому бизнесу. Однако именно грамотное использование систем контекстной рекламы подразумевает значительные профессиональные навыки. Далеко не каждый человек способен самостоятельно подготовить и провести контекстную рекламу так, чтобы она не съела, а принесла хорошие деньги. Мы рекомендуем Вам обращаться к нам. Наши специалисты изучат ваш бизнес, подберут для вас подходящие виды контекстной рекламы, подготовят, запустят и проведут её с максимальной прибылью для Вашего бизнеса.
Что такое контекстная реклама в интернете простыми словами, как она работает?
Контекстная реклама – это краткое объявление, содержащее емкий призыв к действию для выбранной целевой аудитории.
Она отражает в нескольких словах преимущества вашего бизнеса перед конкурентами, выгоды приобретения вашего товара или услуги, раскрывает потенциальные возможности от взаимодействия с вашим сервисом. Ее главная цель – привлечь на ваш сайт потенциального клиента. Контекстная реклама генерирует коммерческий траффик и может давать до 50% переходов пользователей на ваш ресурс.
Но для ее полноценной работы необходимо провести комплексный анализ ваших клиентов.
Серьезно подойдите к определению целевой аудитории (ЦА), это основополагающая стратегия любой рекламной компании
Цитата – Tomas Kellner, шеф-маркетолог General Electric
Верно выбрав аудиторию, вы повысите качество переходов с рекламных объявлений, пользователи превратятся в лидов, а лиды перерастут в продажи.