Обновление статьи: 05 августа 2022 года
Релевантный (релевантность, relevant) – уместный, значимый, соответствующий, имеющий отношение к чему-либо.
В поисковой оптимизации сайтов (SEO) понятие «релевантность» имеет особое значение по отношению к контенту веб-страниц и сайта в целом. Чтобы страницы сайта высоко ранжировались в поисковых системах, их контент должен быть максимально релевантен а) тематике страниц и б) поисковым запросам пользователей.
Релевантность контента тематике страниц означает, что контент – тексты, изображения, видео и проч. – должен описывать только то, чему посвящена страница сайта. Если это, например, статья, под названием «Как построить баню своими руками», – в ней должна быть представлена только эта тема. Если страница коммерческого сайта, например интернет-магазина одежды, посвящена теме «мужские куртки», на странице должны быть представлены только мужские куртки – а не женские, обувь, свитера и проч.
Релевантность контента поисковым запросам пользователей означает, что в контенте страницы должны быть слова и фразы, соответствующие тому, как их задают пользователи в поиске по соответствующей теме. Есть рассматривать бизнес-сайт, то речь о том, как представляют себе данный бизнес реальные люди и как ищут по нему информацию – например, определённые товары.
Эти два понятия совокупно еще называют релевантность поиска. Насколько полно соответствие задаваемого вопроса той информации, которая представлена на сайте и будет означать релевантность содержимого пользовательскому поиску.
Так при вводе запроса алгоритмы поисковых систем сканируют содержимое сайтов и формируют выдачу в порядке полноты релевантности или соответствия контента (оценка происходит на основании внешних и внутренних факторов: внутреннего наполнения и авторитета сайта в данной отрасли). Самые полезные и информативные страницы будут занимать верхние позиции.
Например, при поиске фразы «SEO продвижение сайта в Москве» будут показаны страницы, предоставляющие услугу раскрутки сайта в столичном регионе, содержимое которых максимально соответствует смыслу запроса.
Правило релевантности одинаково верно для коммерческих и информационных страниц. Так наша статья в блоге «ТОП 11 лучших сервисов для подбора ключевых слов» первая в выдаче Google по запросу «сервис подбора ключевых слов с сайта».
Часто бывает, что предприниматель описывает на сайте свой бизнес – продукцию и услуги – своими словами, не попадая при этом в лексику (поисковые запросы) своей целевой аудитории. А надо, чтобы попадал – максимально. Для этого необходимо собрать по своей тематике поисковые запросы и заложить их в виде ключевых слов и фраз (ключей) в контент своего сайта. Отдельно сформированный набор ключей сайта будет являться его семантическим ядром (СЯ), которое должно быть а) максимально полным и б) структурированным.
Полнота СЯ означает максимальный охват поисковых запросов по данной теме. Это, соответственно, увеличивает охват целевой аудитории, приходящей на сайт из поиска, что имеет критическое значение для коммерческих сайтов. Для интернет-магазинов с широким ассортиментом объём СЯ может достигать десятков тысяч ключей.
Структурированность (кластеризация) означает, что ключи в СЯ должны быть разбиты на группы и подгруппы (кластеры), соответствующие, например, товарным группам и отдельным товарам, которые, в свою очередь, представлены на отдельных страницах сайта. Это и позволяет сделать каждую веб-страницу максимально релевантной её тематике и конкретному интересу (интенту) целевой аудитории. Если пользователи ищут мужские куртки, им должна быть показана страница сайта, на которой представлены только мужские куртки. А это значит, что на данной странице не должно быть других – нерелевантных ключей и в целом нерелевантной информации.
При этом – и для расширения полноты СЯ, и во избежание переспама по отдельным ключам – в текстовом контенте веб-страницы стоит использовать не только прямые соответствия (прямые вхождения) ключей наиболее популярным поисковым запросам (высоко-, среднечастотным), но и непрямые соответствие (непрямые вхождения) – например словоформы, разбавления ключевых фраз дополнительными словами, перестановки слов, – а также синонимичные вхождения. Всё это позволяет сделать контент максимально естественным (не спамным) и при этом высоко релевантным как тематике конкретной страницы сайта, так и соответствующим поисковым запросам пользователей (интенту).
При ранжировании страниц сайтов алгоритмы поисковых систем учитывают и релевантность их контента специфичным поисковым запросам, и релевантность контента тематике отдельной страницы.
Например, если на странице будет хорошее соответствие контента определённым запросам («где купить мужскую куртку» и т.п.), но при этом будет информация, не имеющая отношения к данной теме (нерелевантная), поисковики сочтут эту страницу низкорелевантной и не дадут ей хороших позиций в своей выдаче – даже по целевым запросам (о мужских куртках).
С другой стороны, если контент страницы будет высоко релевантным данной теме (представлены только мужские куртки и ничего более), но в нём будет слишком мало ключей по ней – например, не будет коммерческих вхождений, таких как «цена мужской куртки», «заказать мужскую куртку», «купить мужскую куртку онлайн» и т.д. – это тоже негативно скажется на SEO страницы, т.к. в поиске она будет показываться меньшему числу людей (часть аудитории по неохваченным запросам будет выпадать).
Таким образом, при поисковой оптимизации сайта и отдельных веб-страниц следует одновременно ориентироваться и на релевантность контента заявленной тематике сайта (страницы), и на релевантность контента интенту пользователей, т.е. поисковым запросам, соответствующим данной тематике.
Дополнительно смежные вопросы рассматриваются в статьях Ключевые слова/фразы, Семантическое ядро, Поисковый запрос, Вхождение, Переспам, Интент.
В целом, оптимизация контента – прежде всего, текстов сайтов – является базовой составляющей SEO и требует хороших компетенций. Мы рекомендуем Вам обращаться в нашу компанию. Наши профессионалы не только проконсультируют Вас по всем SEO-вопросам, включая текстовую оптимизацию сайтов, но и возьмут на себя полное продвижение Вашего веб-ресурса.