Спам (spam) – информация, которая не востребована аудиторией, но навязчиво предлагаемая аудитории. Её распространение обычно носит массовый характер. Это распространение также называется спамом.
Само слово SPAM появилось в 30-х годах прошлого столетия и является аббревиатурой от «Spiced ham» (острая ветчина), или «Shoulder of pork and ham» (свиные лопатки и окорока). Это была торговая марка мясных консервов компании Hormel Foods Corporation (перев. – острый колбасный фарш из свинины). Поскольку компания навязчиво рекламировала данную продукцию в почтовых рассылках, само слово спам (spam) стало нарицательным по отношению ко всем нежелательным почтовым рассылкам рекламного характера.
С появлением интернета и электронной почты термин «спам» стал особенно актуален, поскольку стало возможным делать подобные рассылки в огромных масштабах. Соответственно, почтовые сервисы стали вводить у себя специальные спам-фильтры, чтобы оградить своих пользователей от этой напасти.
Но с дальнейшим развитием интернет технологий, которое привело к появлению интернет-маркетинга, явление спама вышло за пределы только электронных рассылок. Под спамом стало пониматься в целом слишком массовое распространение рекламы в интернете – как в письмах, так и на сайтах. Более того, в этом широком смысле понятие спам опять вернулось и в оффлайн. Слишком назойливую и «долгоиграющую» рекламу – на телевидении, радио, на бигбордах и проч. – также стали называть спамом.
Вообще, согласно базовой логике маркетинга, т.е. максимально массовому распространению рекламной информации, которая также должна быть максимально убеждающей купить товар, не существует чёткой границей между «нормальной» рекламой и спамом. На самом деле подавляющее большинство людей вообще относятся к рекламе очень отрицательно – воспринимают её как спам, т.к. она без их желания постоянно предлагает им массу ненужных вещей. Но в целом люди мирятся с этим, поскольку реклама – неотъемлемая часть существования современного общества, т.е. рыночной экономики.
Однако, когда реклама становится чрезмерно назойливой и раздражающей, тогда её уже начинают открыто признавать спамом. Точнее говоря, в этом случае реклама уже начинает давать отрицательный коммерческий эффект – снижение продаж. Поэтому для рекламодателя всегда стоит задача соблюсти баланс между эффективной и спамной рекламой, что в т.ч. достигается регулированием объёма рекламы на рынке, её периодичность и т.д.
Особое значение слово «спам» приобрело с появлением глобального интернет-поиска, который повлёк за собой поисковый интернет-маркетинг – продвижение бизнеса в поисковых системах. Это продвижение имеет две основные технологии: контекстная реклама и поисковая оптимизация сайтов (SEO). Как раз для последней – для SEO – понятие «спам» и стало играть особое и важное значение.
SEO-спамом является, например, перенасыщение текстов сайта ключевыми словами и фразами. Такое перенасыщение (переспам) снижает реальную информативность, т.е. ценность контента для пользователей, оно направлено только на «заточку» под поисковые роботы, – а потому и признаётся поисковыми системами как спам. Он уже давно и с лёгкостью определяется алгоритмами поисковых систем.
Спамом также является клонирование сайтов, которое может иметь различный вид: сайты-дубли, аффилиаты, дорвеи и проч. Основная идеология поисковых систем – предоставить пользователю качественную информацию по его запросу. И одного источника у владельца для этого вполне достаточно. Поисковая система обязательно его найдёт в интернете и покажет пользователю, если источник (сайт) того стоит. Если же владелец бизнеса создаёт по своей тематике несколько веб-ресурсов – подсовывает их пользователям через поисковую систему, система воспринимают это как спам. Такая дополнительная информация, во-первых, не является качественно новой, т.е. полезной для пользователя, а, во-вторых, отнимает позиции в выдаче у конкурентных сайтов, т.е. нарушает принцип честной конкуренции. Подобные вещи также легко распознаются поисковыми системами.
За спамное продвижение поисковики накладывают на сайты разнообразные санкции – в зависимости от вида и тяжести спама. Обычно санкции выражаются в понижении страниц сайтов в поисковой выдаче, что приводит к снижению притока посетителей и падению продаж, если речь о коммерческих ресурсах. Но в особо тяжких случаях спама сайты могут быть полностью и навсегда исключены из поиска (бан), что может иметь для бизнеса очень тяжёлые последствия.
Кстати, спамной может быть и контекстная – в частности, баннерная контекстная реклама. В ней спамность оценивают уже сами интернет-пользователи. Если реклама слишком назойливая, в т.ч. включающая изображения на баннерах и надписи, на которые люди реагируют слишком негативно, они будут признавать эту рекламу как спам – эффект, о котором говорилось выше по отношению к общему маркетингу.
Таким образом, спам не метод эффективного маркетинга – ни в общем смысле, ни в SEO-технологии. Если у Вас стоит задача эффективного продвижения Вашего бизнеса в Сети, мы рекомендуем Вам обращаться в нашу компанию. Digital Agency "ST" много лет успешно работает в области интернет-маркетинга, используя только белые и проверенные методы. Наши профессионалы окажут Вам любую поддержку, включая комплексное продвижения Вашего бизнеса в интернете.