Сезонные поисковые запросы – это запросы, частота которых периодически варьирует от года к году в зависимости от времени года, а точнее – от месяца.
Частота (частотность) – это популярность запроса у пользователей. В поисковой оптимизации сайтов (SEO) частота выражается цифрой, показывающей количество данного запроса в месяц. Соответственно, чем более популярна у пользователей тема, тем запросы по ней имеют большую частоту, чем менее популярна – тем меньшую (подробнее – см. статью Частотность поисковых запросов).
Колебание частоты для сезонных запросов связано с тем, что в летнее время какая-то тема становится более популярной, а в зимнее – менее популярной (и наоборот).
Примеры:
- «Научиться кататься на коньках», «купить сноуборд», «купить лыжи» – это «зимние» запросы. Их частота увеличивается в зимнее время и падает в летнее.
- «Как ловить щуку», «путёвки в Крым», «купить палатку» – это «летние» запросы. Их частота увеличивается в летнее время и падает в зимнее.
Существуют также «осенние» и «весенние» запросы. Их частота увеличивается именно в осеннее и весеннее время. Например, запросы «как посолить грибы» и «как хранить картошку» являются осенними. Максимум частот по ним приходится на сентябрь. Это понятно, поскольку данные темы актуальны именно осенью в сентябре – во время сбора и сохранения урожая. Запросы «как посадить картошку» и «купить семенной картофель» являются весенними. Максимум частот по ним приходится на апрель – время посадки огородных культур.
Не всегда сезонность запросов является явной, или для неё точно определяются годовые максимум и минимум. Например, запрос «как кататься на роликах» является весенним майским: его максимум приходится на май. А вот запрос «купить ролики» является уже мартовским-апрельским: его максимум приходится на март-апрель. Это свидетельствует о том, что большинство людей (скорее всего родители своим детям) покупают ролики примерно за месяц, прежде чем начать на них кататься или учиться кататься. Подобное точное, а не умозрительное определение годовой частотности запросов в определённой нише особенно критично для бизнеса, т.к. позволяет точно подстроиться под потребительский спрос (см. ниже).
Из этого следует общий вывод: сезонность запросов надо проверять. Для этого существует отличный бесплатный инструмент, который называется Яндекс.Вордстат. Он определяет частоту запросов для поисковой системы Яндекс, и в нём есть полезная опция «история запроса». Она в таблице и на графике показывает изменение частоты запроса за последние 12 месяцев, т.е. даёт точное и наглядное представление об изменении популярности запроса и соответствующей темы в течение года.
Особенно актуальными определение сезонности поисковых запросов и соответствующий инструмент Янденкс.Вордстат являются в бизнесе. Очень большое количество коммерческих поисковых запросов – т.е. запросов, направленных на покупку товаров и услуг, – имеют сезонность, например: купить зимнюю (или летнюю) резину для машины, купить коньки, купить инструменты для дачи и т.д. Таким образом, анализ динамики частот подобных запросов позволяет выявлять годовую динамику спроса в соответствующей рыночной нише – прогнозировать помесячный спрос на определённые товары и услуги.
В свою очередь, это позволяет заранее планировать коммерческие промоакции и в целом бизнес компании в соответствии с максимальным и минимальным спросом в течение года, причём делать это очень точно как по времени, так и по региону и отдельным видам продукции и услуг.
Кроме этого, Яндекс.Вордстат позволяет определять амплитуду изменения частоты в зависимости от сезона. Для некоторых рыночных ниш амплитуда соответствующих запросов – т.е. колебание годовой динамики спроса – является не очень большой, а для некоторых – весьма существенной: максимум превышает минимум спроса в разы и даже десятки раз. То есть для маркетолога определение истории частоты запросов (коммерческого спроса) по Яндекс.Вордстат – это просто золотой инструмент при умелом использовании!
Дополнительно по теме – см. статьи Частотность поисковых запросов, Событийные поисковые запросы, Коммерческие поисковые запросы, Ключевые слова / фразы.
Полная классификация запросов представлена в статье Поисковые запросы.
По всем соответствующим практическим вопросам мы рекомендуем Вам обращаться в нашу компанию. Наши профессиональные специалисты не только дадут Вам подробные консультации, но и возьмут на себя полное продвижение Вашего веб-ресурса.