Навигация по сайту – система ориентирования пользователей на сайте и средств перемещения между страницами и разделами сайта. Навигация включает в себя присутствующие на сайте меню, ссылки в текстах и изображениях, хлебные крошки, карту сайта и т.д.
Сделать удобную и понятную пользователям навигацию по сайту – важнейшая задача при решении проблемы увеличения конверсии сайта. Если речь идет о развлекательном портале, информационном, корпоративном или новостном сайте, то перед владельцем ресурса стоит задача как можно дольше задержать пользователя на сайте, т.е. увеличить среднюю глубину просмотра. Это решается подсказками категории «это может быть Вам интересно».
Для интернет-магазинов важно не задерживать пользователя слишком долго, а дать ему возможность приобрести необходимый товар максимально быстро. В таких случаях важнейшим элементом навигации становится кнопка с призывом к действию, например «Купить», «Заказать» и т.п. И, конечно, нельзя забывать о допродажах, которые проводятся через подсказки категории «С этим товаром также берут». Эти требования обязательно учитываются при создании сайта интернет-магазина.
Удобство навигации по сайту можно измерить с помощью метрик веб-аналитики. Для этого используются:
- Среднее время на сайте
- Глубина просмотра
В зависимости от специфики сайта, оптимальные значения этих параметров будут отличаться.
Также оптимизатору будет полезно изучить карту путей переходов по сайту, на которой можно отследить перемещения пользователей по разделам, определить основные маршруты и каналы «утечки» трафика.
Карта кликов позволит определить места, по которым пользователи кликают чаще всего. Нередко можно заметить, что некоторые изображения на страницах воспринимаются посетителям сайта в качестве элементов навигации по разделам, хотя и не являются активными. Пользователи кликают по ним, рассчитывая на определенный результат, и если сделать эти элементы активными, удовлетворить ожидания пользователей, то качество навигации по сайту возрастет.